Лямзина Юлия Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.

Особенности мотивационной готовности к обучению у дошкольников. Кризис 7 лет.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает без всякой причины кривляться, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении проявляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявое, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети паясничают и гримасничают и раньше. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает  уже не смех, а осуждение взрослых. Это бросается в глаза и производит впечатление немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой непосредственности.

Как отмечал Л. С. Выготский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если в дошкольном детстве ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении с взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками.

Вхождение в новую общность требует изменения характера общения ребенка с окружающими. В сфере контактов с взрослыми складывается вне ситуативное общение, главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

Дошкольное детство характеризуется интенсивным развитием и усложнением мотивационной сферы. Появляются новые виды мотивов и меняется их содержание. Между разными видами мотивов начинают складываться отношения соподчинения, возникает иерархия мотивов. По мнению А. Н. Леонтьева, система соподчиненных мотивов важнейшее новообразование дошкольного детства.

Кризис семи лет непосредственно связан с готовностью ребенка к школе.

Готовность к систематическому обучению в школе – важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребенка на

протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход ребенка к новой для него позиции школьника.

Психологическая готовность к школе или школьная зрелость – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Н. И. Гуткина выделяла три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам: дифференциальное восприятие, включающая выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление; логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Об эмоциональной  зрелости говорят: уменьшение импульсивных реакций; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют: потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое  поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрпкова (1999, 2001) и других.

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность.  При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения; определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне.

В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиции рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план.

Л. И. Божович были выделены две группы мотивов учения: мотивы, связанные с познавательным интересом детей, потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умения, навыками и знаниями;  широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценки и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему в общественных отношений.

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что  он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Дошкольник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.

Учебная мотивация как доминирующая, определяющая новый для ребенка тип ведущей деятельности – учебной, возникает, когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности – игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка. К началу младшего школьного возраста игра исчерпывает свои возможности по образованию зон ближайшего развития (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени  детской игры от манипулятивной до игры с правилами.

Как отмечал еще Л. С. Выготский, процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшение значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила. В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6-7 лет, игры с правилами становятся наиболее предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры.

Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игрового на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действия по разнообразным правилам.

Если ребенок не прошел все стадии развития игры, то к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.

14 апреля 2016 в 21:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.